Магистры и бакалавры – кто лучше?
11 марта 2015

Несколько лет назад Россия официально перешла на двухступенчатую систему высшего образования. Теперь и те, кто окончил четыре курса (бакалавры), и те, кто проучился еще два года (магистры), считаются людьми с высшим образованием. Почему же в нашем обществе большинство людей скептически относятся к такого рода переменам?

Немного истории. Впервые двухступенчатая система высшего образования была введена в России в 1996 г. Целью этого нововведения было присоединение к Болонскому процессу – процессу гармонизации систем высшего образования Европы и создания единого европейского образовательного пространства. В Европе двухуровневая система высшего образования является традиционной и предполагает обучение в течение трех-четырех лет по программе бакалавриата и один-три года по программе магистратуры. И то, и другое признается в Европе полноценным образованием. Официально к европейским стандартам Россия присоединилась в 2003 г., когда подписала Болонскую декларацию. С 2011 г. двухступенчатая система высшего образования стала основной для нашей страны. Специалитет (обучение в течение пяти лет) оставили для некоторых инженерных специальностей, а также для медицинских и художественных вузов.

Итак, бакалавриат – базовое высшее образование, которое студент получает в течение четырех лет. Оно ориентировано на получение практических знаний. Выпускник может занимать все те должности, которые требуют наличия соответствующего высшего образования.  При желании он может продолжить образование в магистратуре – следующей ступени высшего образования, которая подразумевает два года обучения и направлена на подготовку к научно-исследовательской или педагогической деятельности. Поступить в магистратуру имеют право лишь те, кто имеет диплом бакалавра или специалиста.

Большинство преподавателей, а также профессорский состав ведущих вузов страны отрицательно отнеслись к нововведениям. По их мнению, четырехлетняя система обучения подразумевает сокращение основной программы. Либо исключаются некоторые дисциплины, либо значительно сокращается количество часов, на них отведенное. Это не может не сказаться на подготовке будущих специалистов. Таким образом, дипломы о высшем образовании получают люди, которые не доучились. Как следствие, общий уровень образования в стране падает, не хватает квалифицированных специалистов. Кроме того, пересмотр программы потребовал серьезных материальных и временных затрат, которые были необходимы на разработку новых образовательных планов.

Те, у кого уже есть высшее образование, сетуют, что получить второе высшее стало сложнее, чем раньше, так как в результате они становятся обладателями диплома бакалавра. Многие не хотят тратить столько времени, чтобы в итоге получить «неполноценное», по их мнению, образование.

Вместе с тем сторонники двухуровневой системы высшего образования видят много плюсов в таких переменах. Во-первых, благодаря тому, что такая система принята на Западе, выпускники российских вузов могут продолжить образование в иностранных вузах и стать более конкурентоспособными на рынке труда. Во-вторых, у того, кто получил диплом бакалавра, появляется возможность продолжить обучение по другой специальности, которая ему более интересна и близка, причем бесплатно. Получение же второго высшего образования всегда платно и требует большего времени. Кроме того, у бакалавра появляется возможность продолжить обучение в любом другом российском вузе (необязательно в своем), где приветствуется такая система обучения. Например, обладатель диплома бакалавра провинциального вуза может продолжить обучение в магистратуре в столичном вузе. Другой положительный момент – срок обучения. Четырехлетнее обучение позволяет как можно быстрее заняться карьерой и учебой.    

По статистике, обучение в магистратуре продолжают сегодня 25–30 % от общего числа студентов. Это объясняется разными факторами: кто-то просто не хочет продолжать обучение, а кто-то не может себе этого позволить из-за нехватки времени или средств. От поступления в магистратуру сдерживает несколько факторов. Даже если это ваш родной вуз, вам необходимо будет сдавать экзамены. Из всех подавших заявление проходит обычно треть. Если не доберете нужный балл, то есть риск оказаться на платном отделении. Не все могут себе это позволить.

С другой стороны, работодатели все же более благосклонно относятся к обладателям диплома магистра. Новая система образования еще не укоренилась в нашей стране, и работодатели, сами учившиеся по старой системе, часто с предубеждением относятся к бакалаврам, считая их «недоучками». Стартовая зарплата магистров, как правило, выше зарплаты бакалавров. Крупные компании, наоборот, охотнее берут бакалавров, чтобы вырастить их под себя. Проще доучить выпускника вуза, чем его переучить.   

Таким образом, однозначно ответить на вопрос, кто же лучше, бакалавры или магистры, нельзя. Ни то, ни другое образование не дает гарантий успеха в дальнейшей жизни. Все зависит от специальности, целей, жизненных условий, самого человека. Диплом бакалавра может стать хорошим стартом вашей карьеры, а диплом магистра дать хороший задел для занятий научной или педагогической деятельностью. 

Присоединяйтесь к успешному бизнесу! Откройте Genetic-test в своём городе