Почему падает доверие в компании и как с этим бороться?
10 февраля 2015

По статистике, 60% наемных работников не доверяют своей компании, а доверие к руководству у них снижается с каждым годом все больше и больше. Почему так происходит и как можно улучшить микроклимат в коллективе?

При устройстве на работу соискатели обычно руководствуются следующими внутренними требованиями: профессиональный рост, хороший коллектив, адекватная заработная плата. Чаще всего специалисты увольняются, если их ожидания не оправдались и компания исчерпала лимит доверия. Доверие – одна из главных составляющих теории эффективного управления организации, ведь практически любой бизнес – это работа в команде, участники которой обязательно должны доверять друг другу и своей компании в целом. Без этого нет эффективной работы.

В классической трактовке выделяют три уровня понятия доверие. Первый – стратегический. Подразумевает наличие системы продуманных целей и задач компании. Второй – личностный. Представляет собой выстраивание доверительных отношений между коллегами. Третий – организационный. Подразумевает доверие к организации в целом. Все эти уровни тесно связаны между собой. С доверием на ассоциативном уровне часто связаны такие понятия, как комфорт, надежность, дружба, гармония. Как всего этого добиться в коллективе?

Прежде всего, не должно быть подковерной игры, все должно быть прозрачно. Проблемы не следует замалчивать, ошибки сотрудников не нужно перекладывать на других. Подчиненные всегда хотят быть в курсе изменений, которые происходят в компании, и узнавать о них не через сарафанное радио, а напрямую от руководства.

Если принятие решений начальством каким-то образом может повлиять на сотрудников, то целесообразнее обсудить это сначала с ними. Выяснить все плюсы и минусы возможных перемен, узнать их мнение на этот счет. Конечно, за руководителем останется последнее слово, но подчиненный будет знать, что его мнением интересуются, к нему прислушиваются. Как результат, степень доверия к такому руководителю возрастет.

По статистике, 37% сотрудников увольняются из-за конфликтов и проблем с начальством. Причины могут быть разными. Есть компании с авторитарным стилем управления сотрудниками. С одной стороны, жесткий руководитель, у которого все под контролем, как правило, добивается хороших результатов в бизнесе, с другой – политика кнута и пряника не каждому приходится по душе. В большинстве случаев людям некомфортно работать в таких условиях. Многие хорошие специалисты уходят из компаний именно по этой причине, поэтому дальновиднее обсуждать возникшие проблемы с сотрудниками, доверять им, позволить им высказывать свое мнение по тому или иному вопросу. Если компания большая, то зачастую начальство, занимаясь решением вопросов на высоком уровне, не догадывается о проблемах, которые разъедают организацию изнутри, поэтому обратная связь очень важна.

Когда начальство выделяет любимчиков и неудачников из своих личных побуждений, а большинство сотрудников понимает, что такая оценка деятельности их коллег не объективна, то это не только подрывает доверие к руководству, но также провоцирует возникновение конфликтных ситуаций внутри коллектива. Когда начальник беспристрастен, последователен, оценивает работу всех сотрудников по справедливости, подчиненные больше уважают и ценят такого руководителя.

При всех ощутимых плюсах доверия в организации в широком смысле этого слова у него есть и обратная сторона.

Чем выше доверие в коллективе, тем меньше члены команды контролируют друг друга. Особенно это свойственно маленьким коллективам и недавно образовавшимся компаниям, основатели которых находятся в тесных дружеских отношениях или родственных связях. Из-за отсутствия должного контроля могут возникать ошибки, которые могут привести к плачевным последствиям. К тому же, атмосфера доверия не на всех сотрудников влияет положительно. Есть тип людей, которым обязательно нужен жесткий контроль со стороны. В обратном случае они начинают злоупотреблять доверием, расслабляются, снижается эффективность их работы. Чтобы избегать таких негативных последствий, специалисты советуют работать одновременно с рациональной и эмоциональной составляющей доверия.

И все же нельзя отрицать, что доверие – важная составляющая внутриорганизационного процесса, без него снижается производительность труда, ухудшается психологический микроклимат в коллективе, исчезает ощущения стабильности и комфорта. Как следствие, возникает высокий риск повышения показателя «текучести» персонала. 

Присоединяйтесь к успешному бизнесу! Откройте Genetic-test в своём городе